Устройство и принцип действия гидроусилителя трактора ДТ-75 (сервомеханизм)

Сухая фрикционная муфта сцепления ДТ-75 с двумя дисками определяется как постоянно замкнутая и находится во включенном состоянии постоянно.

Одинарные двухдисковые постоянно замкнутые муфты сцепления

Одинарные двухдисковые постоянно замкнутые муфты сцепления установлены на тракторах ДТ-75, Т-74 и Т-4.

Муфта сцепления трактора ДТ-75. Устройство муфты сцепления.

муфта сцепления трактора ДТ-75

Муфта сцепления трактора ДТ-75:

1 — корпус муфты; 2 и 4 — масленки; 3 — крышка люка; 5 — отводка; 6 — регулировочная гайка; 7 — кронштейн отводки; 8 — отжимной рычаг; 9 — отжимной болт; 10 — упорный диск: 11 — нажимной диск; 12 — промежуточный диск; 13 — ведомые диски; 14 — маховик; 15 — коленчатый вал; 16 — шлицевая втулка привода ВОМ; 17 — роликовый подшипник; 18 — вал муфты сцепления; 19 и 34 — пружины; 20 — стакан; 21 — отжимная тяга; 22 — пружина отжимной тяги; 23 — рычаг; 24 — поперечный валик; 25 — вилка; 26 — рычаг тормозка; 27 — регулировочный болт; 28 — колодка; 29 — шкив тормозка; 30 — передняя вилка передней соединительной муфты; 31 — внутренний вал привода ВОМ; 32 — задняя вилка передней соединительной муфты; 33 — задняя соединительная муфта; 35 и 36 — втулки; 37 — соединительный болт; 38 — обойма соединительной муфты; 39— упорный винт

Диски муфты размещены в полости маховика 14 (рис.), закрытой упорным диском 10.

Ведущие диски — промежуточный 12 и нажимной 11 — соединены с маховиком при помощи шести пальцев 35 (рис. выше). Пальцы попарно запрессованы в радиальные сверления обода маховика, а их квадратные головки входят в три продольных выреза ведущих дисков. Благодаря этому оба диска вращаются вместе с маховиком и в то же время могут перемещаться в продольном направлении.

В опорный диск ввинчены балансировочные болты (на рисунке не показаны), с помощью которых новая муфта балансируется после сборки. Во избежание нарушения балансировки вывинчивать эти болты нельзя. При сборке необходимо также следить за тем, чтобы метки «Б», нанесенные на промежуточном и нажимном диске, были совмещены с меткой «Б» на опорном диске.

Ведомые диски 13 (см. рис.) надеты на шлицы вала 18 так, что маслоотражатели, приклепанные к ступицам дисков, обращены в противоположные стороны. Передний конец вала 18 опирается на роликовый подшипник 17, установленный в выточке кронштейна 7 отводки. Посадочный поясок кронштейна плотно входит в расточку корпуса муфты, а его фланец вместе с крышкой подшипника крепится болтами.

Ведущие и ведомые диски сжаты двенадцатью пружинами 19, установленными в стаканах 20. Между пружинами и нажимным диском помещены теплоизоляционные прокладки.

Механизм управления имеет три двуплечих отжимных рычага 8, которые шарнирно установлены на пальцах в ушках, приклепанных к опорному диску. Сквозь совпадающие отверстия в нажимном и опорном дисках и в рычагах 8 пропущены отжимные болты 9 с потайными головками. На концы болтов надеты шарнирные упоры (сухари) и навинчены регулировочные гайки 6.

На трубчатом кронштейне 7 установлена отводка 5 с отжимным подшипником. Ее пальцы входят в вырезы вилки 25, закрепленной на поперечном валике 24.

Муфта сцепления оборудована тормозком, обеспечивающим быструю остановку ведомых частей после выключения. Тормозок находится вне корпуса. Его шкив 29, привинченный к вилке 30 соединительной муфты, вращается вместе с валом 18. Под шкивом расположена колодка 28 с фрикционной накладкой. Одна сторона колодки надета на ось, ввинченную в корпус муфты (на рисунке не видна), а другая регулировочным болтом 27 опирается на пружинный упор рычага 26. Этот рычаг закреплен на елочных шлицах валика 24 вместе с рычагом 23, который тягой 16 (см. рис.) соединен с рычагом 26 управления.

Для выключения муфты сцепления рычаг 26 отводят от себя (на рисунке — вправо). При этом отводка 32 движется вперед и посредством рычагов 33 и болтов 34 оттягивает диск 36. Вместе с нажимным диском 36 пружины 5 отжимных тяг 7 перемещают диск 1 и задний ведомый диск 5. Передний ведомый диск 4 освобождается. Совместное перемещение дисков 36, 1 и 4 продолжается лишь до тех пор, пока диск 1 не дойдет до трех винтов 6, ввинченных в упорный диск. Дальше перемещается только нажимной диск 36, благодаря чему освобождается задний ведомый диск 5, и передача вращения на вал 3 прекращается.

Рычаг 31, поворачиваясь вместе с рычагом 12, поднимает правую сторону колодки 30 тормозка. После полного выключения муфты сцепления колодка прижимается к шкиву тормозка и вместе с ним останавливает вал 3 и соединенные с ним детали.

Для фиксации рычага 26 в крайних положениях и уменьшения усилия, прилагаемого к нему в конце выключения, имеется пружинный сервомеханизм. Когда выключают муфту сцепления, тяга 15 поворачивает двуплечий рычаг 14, шарнирно закрепленный на раме. Пружина 13 растягивается, вследствие чего усилие на рычаге 26 несколько возрастает. Это продолжается до тех пор, пока рычаг 14 и пружина 13 не расположатся на одной прямой. Затем пружина сжимается и уменьшает усилие на рычаге 26, облегчая выключение муфты сцепления. После этого пружина удерживает рычаг в переднем положении.

Усилие выключения и надежность фиксации регулируют изменением натяжения пружины 13 посредством болта 28.

Отжимной подшипник отводки и задний подшипник вала смазывают солидолом через масленки 2 (см. рис.) и 4, делая по 3—4 нагнетания шприцем. Роликовый подшипник 17 смазывают солидолом (4—5 нагнетаний шприцем) через масленку, ввинченную в вал 18 (на рисунке не показана). К подшипнику смазка поступает по сверлениям в вале.

Регулировка муфты сцепления. Перед регулировкой рычаг управления ставят в заднее положение. При этом рычаг валика блокировки на 1 мм не должен доходить до упора на крышке коробки передач. Снимают крышку 3, проворачивая коленчатый вал, поочередно подводят рычаги 8 к люку и замеряют зазор между рычагами и отводкой. Он должен быть в пределах 2,5—3,5 мм.

При необходимости зазор регулируют гайками 6 так, чтобы разница замеров у отдельных рычагов не превышала 0,3 мм.

Одновременно отпустив контргайки винтов 39, завинчивают их до упора, а затем отвинчивают на 1,5—2 оборота и снова стопорят контргайками. В результате будет установлен зазор 2 мм между винтами и промежуточным диском.

Для регулировки тормозка выключают муфту сцепления, вывинчивают болт 27 так, чтобы можно было рукой плотно прижать колодку к шкиву. После этого завинчивают болт 27 до касания с пружинным упором, а затем дополнительно завинчивают его еще на 2,5 оборота и стопорят контргайкой.

механизмы управления муфтой сцепления

Механизмы управления муфтой сцепления:

1 — промежуточный диск; 2 — маховик: 3 — ведомый вал муфты сцепления; 4 — передний ведомый диск; 5 — задний ведомый диск; 6 — упорный винт; 7 — отжимная тяга; 8 — пружина отжимной тяги; 9, 18 и 20 — пружины; 10 — стакан, 11 — вилка; 12 — рычаг; 13 пружина сервомеханизма; 14 — рычаг сервомеханизма; 15 — тяга сервомеханизма; 16 — тяга муфты сцепления; 17 — тяга УКМ; 19 — рычаг УКМ; 21 — тяга механизма блокировки коробки передач; 22 — рычаги блокировки; 23 — рычаг тормозка УКМ; 24 — тяга тормозка УКМ; 25— блокировочная тяга УКМ; 26— рычаг управления муфтой сцепления; 27 — рычаг управления УКМ; 28 — регулировочный болт пружины сервомеханизма; 29 — шкив тормозка; 30 — колодка; 31— рычаг тормозка; 32 — отводка; 33 — отводящий рычаг; 34 — отжимной болт, 35 — ведущие пальцы; 36 — нажимной диск

После регулировки муфты сцепления проверяют ее механизмы управления. При включенной муфте отводка 32 (см. рис.) должна занимать крайнее заднее положение, рычаг 12 должен быть отклонен назад на 25— 35°, а рычаг 31— вниз на 8—18°. В случае необходимости изменяют длину тяги 16.

Механизм управления муфтой сцепления сблокирован с механизмами управления увеличителем крутящего момента и переключения коробки передач. Блокирующие тяги 24, 25 и 21 регулируют совместно с тягами 16 и 17 так, чтобы при выключенной муфте сцепления включился увеличитель крутящего момента, сработал его тормозок и разблокировался механизм переключения коробки передач.

Муфта сцепления Т-74 устроена так же, как и муфта сцепления трактора ДТ-75, но выключается педалью.

Муфта сцепления трактора Т-4. Схема ее подобна рассмотренной выше, отличие заключается в размерах и конструкции ряда деталей. Выключается муфта педалью с гидравлическим усилителем. Зазоры между отжимными рычагами и подшипником отводки находятся в пределах 3,5—4,5 мм. Разнвда замеров для отдельных рычагов не должка превышать 0,5 мм. Регулируют зазоры затягиванием корончатых гаек на отжимных болтах. Зазор между упорными болтами и промежуточным диском должен быть 1,5 мм. Для его установки болты ввинчивают до упора в промежуточный диск, затем отвинчивают на один оборот и стопорят контргайками.

Рис. 1 — Гидроусилитель трактора ДТ-75 (сервомеханизм 77.72А.011-1А-В4)

1 — корпус гидроусилителя; 2 — крышка; 3 — пружина; 4 — втулка; 5, 10 — наконечник; 6 — подвижный стержень; 7 — поршень; 8 — крышка верхняя; 9 — золотник; 11 — палец нажимной; 12 — предохранительный клапан; 13 — панель.

Балашиха

   Адрес:  МО, г.Балашиха, станция Стройка, владение 3

   Почтовый адрес:  143960, г.Реутов, а/я 390 ЗАО «ОРЕХ»

   E-mail:  info@opex.ru

   Телефон:  +7 (495) 741-66-99, 380-21-46

   Время работы:  Пн- Пт с 8:30 до 17:30; Сб с 9:00 до 15:00

Самостоятельная регулировка сцепления

Основной характеристикой, которая показывает качество работы муфт сцепления в тракторах, является коэффициент запаса. Он показывает, насколько момент трения дисков или колодок превосходит момент трансмиссии.

При эксплуатации трактора этот коэффициент снижается, так как уменьшается трение: колодки стираются, либо их положение изменяется.

В результате разбалансировки в силах элементов муфт происходит пробуксовка сцепления и возрастает ход ведущего диска, ослабляются нажимные рычаги и пружины, в таких случаях помогает регулировка сцепления тракторов.

Регулировка сцепления трактора на примере модели Т130-М:

1_2.gif

Смазка подшипников вала и механизма выключения сцепления

Подшипник вала и выжимной подшипник сцепления смазываются через 250 моточасов только смазкой №158, «Литол-24» или «Ориол-2у». Для проведения операций смазки необходимо снять крышки люков на корпусе сцепления и на картере маховика, очистить масленку, находящуюся на маховике двигателя, и масленку, расположенную на корпусе выжимного подшипника. После этого произвести 10-12 нагнетаний шприцем в корпус выжимного подшипника и 8-10 нагнетаний в полость подшипника вала сцепления. Не следует заправлять излишнее количество смазки, так как это приводит к выбросу ее из полостей установки подшипников и замасливанию деталей сцепления.

Обслуживание трансмиссии ДТ 75 и типичные неисправности

Ходовая система Ford Focus I

Трактора часто эксплуатируют в тяжелых условиях. И трансмиссия трактора ДТ 75 в этом случае, как и прочие узлы, должна проходить своевременное обслуживание и замену изношенных узлов, чтобы избежать дорогого капитального ремонта.

Также нужно следить за чистотой агрегатов трансмиссии и не допускать в попадания посторонних элементов.

Возможные неполадки:

Трактор уводит в стороны при езде по ровной поверхности.

Пришли в негодность накладки тормозных лент солнечной шестерни, их необходимо заменить.

Рычаг управления откинут, педаль остановочного тормоза нажата, но трактор не поворачивается.

Неполадка, вероятнее всего, аналогична – накладки лент изношены и нуждаются в замене.

Масляные подтеки из трансмиссии.

Их можно обнаружить визуально, и они свидетельствуют о нарушениях с уплотнением. Следует заменить вышедший из строя уплотняющий элемент.

  • Пробуксовка, рывки в движении – указывают на различные проблемы с коробкой, требуется диагностика и замена неисправных деталей.
  • Посторонние шумы, которые различимы даже на фоне гула двигателя, также говорят об износе и выходе деталей из строя. Еще одно показание к диагностике и ремонту – трактор не завершает действие после того, как оператор отдает трансмиссии команду.

При соблюдении правил эксплуатации коробка передач ДТ-75 показывает отличные результаты по выживаемости и надежности. Но если ремонт все же назрел, желательно использовать только новые запчасти, приобретенные напрямую у производителя, или через официальных дилеров. То же самое касается и смазочно-охлаждающих жидкостей. Конечно, трансмиссия ДТ-75М может быть отремонтирована «на скорую руку» и в полевых условиях, но для обеспечения долгой и безупречной работы ее починкой должен заниматься квалифицированный специалист с соответствующими инструментами и запчастями.

Какой стороной ставить диск сцепления к двигателю? Как правильно?

Какой стороной ставить диск сцепления к двигателю? Как правильно?

Имею собственный, печальный опыт, неправильной установки диска маховика, когда всё собрал и при первом пуске сцепление напрочь отсутствовало, да ещё и звуки скрежета были слышны. Пришлось заново снимать коробку и менять стороной диск. Технически произошло вот что:

Ступица диска упёрлась в опорный подшипник маховика, а демпферные пружины в болты крепления маховика. Из-за этого между диском и маховиком образовался зазор в несколько миллиметров (правильно — рабочая часть диска сцепления должна плотно прилегать к рабочей поверхности маховика)

Надежно и быстро: как поставить диск сцепления — инструкция

Сцепление выполняет важнейшую функцию — обеспечивает мягкость переключения передач, благодаря чему машина трогается плавно, трансмиссия и двигатель функционируют правильно и не выходят из строя раньше положенного времени.

По той причине, что сцепление испытывает на себе повышенные нагрузки, менять его приходится достаточно часто, каждые 100 000 километров пробега. Как понять, что пришло время поставить новый диск сцепления?

О том, что данный элемент пришел в негодность, свидетельствуют следующие признаки: появляются пробуксовки, сцепление выключается не полностью, передачи переключаются с трудом, педаль сцепления становится чересчур тугой либо проваливается, у машины пропадает тяга.

Не каждый автовладелец хорошо разбирается в том, как правильно выполнить замену данного элемента. Что будет, если неправильно поставить диск сцепления? Результатом такого ремонта окажется следующее: вам придется снова разбирать узел, ведь диск не сможет функционировать надлежащим образом, станет сбоить.

Чаще всего устанавливается также новая корзина сцепления, но бывают ситуации, когда можно обойтись заменой одного диска. Хотя это в целом не очень сложная процедура, многие автовладельцы не знают, как правильно поставить диск сцепления. Существует 2 метода выполнения данной операции:

  • поставить сцепление, предварительно сняв коробку переключения передач;
  • поставить новую деталь, не снимая КПП.

Конечно, второй способ намного проще. Кстати, если машина заднеприводная, то с данной работой справится даже новичок. Поставить сцепление, если у авто передний привод, будет непросто, но если приложить должное усилие, сделать это получится самостоятельно. Разбираемся, как правильно поставить сцепление поэтапно.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Оцените статью
TDF
Adblock
detector